ФОП ДОУ
Уровень образования
- Дошкольное образование
Нормативный срок обучения
Об использовании электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Дистанционное образование в ДОУ.
(методические рекомендации)
Введение
Дистанционное
обучение на данный момент является одной из самых актуальных тем, обсуждаемых в
ряду инноваций в системе образования.
Условия
самоизоляции изменили жизнь детей и взрослых. Все дети дошкольного возраста: и
посещающие, и не посещающие дошкольные образовательные организации, оказались в
ситуации необходимости освоения ими содержания основных образовательных
программ дошкольного образования без возможности непосредственного
взаимодействия с педагогом. Перед
родителями соответственно встает проблема семейного воспитания.
В
этом случае, встал вопрос о переходе ДОО в режим оказания родителям, имеющим
детей раннего и дошкольного возраста, психолого-педагогической, методический и
консультативной помощи по вопросам воспитания и освоения детьми содержания
дошкольного образования с использованием дистанционных технологий.
В
связи с этим возникает необходимость выйти на новый формат взаимодействия всех
членов педагогического процесса. В
сложившихся условиях деятельность педагога переформатируется, изменив основные
формы работы с детьми и родителями на дистанционный режим.
Данные
методические рекомендации помогут педагогам, желающим шагать в ногу со
временем, овладеть всеми нужными знаниями и умениями для обучения детей
дошкольного возраста с помощью дистанционных образовательных технологий (ДОТ).
1.Нормативные основы деятельности.
Вашему
вниманию предлагается перечень нормативных правовых актов, необходимых при
организации дистационного обучения:
-
Федеральный закон РФ
от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (ст. ст. 13,
15, 16, 17, 41);
-
приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 года № 816 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
при реализации образовательных программ»;
-
учет письма
Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 августа 2015 года N АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с
«Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с
использованием сетевых форм реализации образовательных программ»);
-
учет письма
Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 апреля 2015 года №
ВК-1013/06 «О направлении методических рекомендаций по реализации
дополнительных профессиональных программ (с Методическими рекомендациями по
реализации дополнительных профессиональных программ с использованием
дистанционных технологий, электронного обучения и в сетевой форме)».
При внедрении и
использовании дистанционных образовательных технологий в образовательную
деятельность детей дошкольного возраста следует учитывать: - требования
Федерального закона от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных»;
-
требования
Федерального закона от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных
технологиях и о защите информации» (с изменениями и дополнениями).
Согласно
пункту 4.20 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
организаций» организация и режим занятий детей дошкольного возраста с
использованием компьютерной техники должны соответствовать требованиям СанПиН
2.2.2./2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным
электронно-вычислительным машинам и организации работы». Санитарными правилами
и нормативами регламентируются гигиенические требования к развивающим игровым
занятиям с использованием видеотерминала и клавиатуры при условии использования
ПЭВМ с детьми с 5 лет. Вместе с тем санитарноэпидемиологические требования к
просмотру телепередач, а также изображений на индивидуальном мониторе
компьютера в процессе дистанционного обучения детей от 3 лет не разработаны.
2.Основные понятия.
Дистанционное
образование детей – образование на расстоянии, без непосредственного контакта с
педагогом и другими детьми, посредством информационно-коммуникативных технологий,
которое дает возможность самостоятельной работы родителей и их детей по
усвоению образовательных программ.
Дистанционное
образование дошкольника заключается в том, что детям и родителям в доступной
форме предлагается учебный материал, и, находясь дома, они вместе изучают и выполняют
задания педагогов. Основная цель заданий – освоение и закрепление
пройденного материала в процессе выполнения творческого задания.
Основными принципами
применения дистационных образовательных технологий (ДОТ)
являются:
-
принцип доступности, выражающийся в предоставлении всем участникам образовательного процесса возможности получения
качественной и своевременной информации непосредственно по месту
жительства;
-
принцип персонализации, выражающийся в создании условий (педагогических, организационных и
технических) для реализации индивидуальной образовательной траектории
обучающегося;
-
принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов всех участников
образовательного процесса с помощью информационно-образовательной среды;
-
принцип гибкости,
дающий возможность участникам образовательного процесса работать в необходимом
для них темпе и в удобное для себя время.
Главная
цели дистанционного обучения - предоставить
ребенку возможности получить образование на дому, оказать педагогическую
поддержку и консультативную помощь родителям обучающихся.
Задачи:
- Удовлетворение потребностей родителей и детей в получении
образования
- Повышение качества и эффективности образования путем
внедрения дистанционных технологий
- Предоставление воспитанникам возможности освоения
образовательных программ непосредственно по месту их жительства или временного
пребывания
- Усиление
личностной направленности образовательного процесса
- Обеспечение нацеленности на распространение знаний среди
родителей, повышение уровня их компетенции
Особенности дистанционного обучения дошкольников:
1.Мотивация.
Дистанционное обучение предполагает от родителей и ребенка наличие мотивации к
получению знаний и навыков. Роль взрослого – создать условия для обучения,
заинтересовать ребенка в получении знаний;
2. Ответственность
родителей. Ребенок не имеет необходимых
навыков самостоятельности, самоорганизации и усидчивости. Дистанционное обучение
предполагает, что большую часть учебного материала в процессе обучения ребенок
осваивает совместно с родителями, что не исключает самостоятельного выполнения
части заданий.
3. «Плюсы» и
«минусы» дистанционного обучения (ДОТ)
Преимущества
дистанционного обучения детей дошкольного возраста:
1.Возможность
установления оптимального режима обучения, с учетом особенностей ребенка;
2.Родители сами
определяют, в какое время ребенку удобнее занимается, какой промежуток дня
наиболее продуктивен для занятий; 3.Возможность контролировать круг общения
ребенка;
4.Индивидуальный
подход к ребенку, учет его особенностей как психических, так и физических;
5.Ребенок не
«привязан» к определенному месту, он может свободно обучаться в любой точке
мира. Основное условие – наличие ПК и доступа к интернету; 6.Дистанционное
обучение имеет под собой хороший методический фундамент – видео- и
аудио-лекции, тесты, задания и т.д.
Недостатки дистанционного обучения детей дошкольного возраста:
1.Максимальное
участие родителей. В том случае, если родители не имеют возможность посвящать
процессу обучения ребенка достаточного времени, то уровень усвоения им знаний
будет крайне низкий. Сам ребенок зачастую не имеет необходимых навыков
самоорганизации и усидчивости. Не исключены моменты затруднений, где необходима
помощь взрослого;
2.Нет авторитета
воспитателя. Многие дети воспринимают предмет именно так, как его воспринимает
и преподносит воспитатель. К тому же воспитатель не только дает знания, но и
формирует отношение к окружающим людям и миру; 3.Не все имеют возможность
получения дистанционного обучения, в силу
сложных материальных
условий, так как необходимо специальное оборудование (компьютер или ноутбук,
интернет);
4.Отсутствие общения
со сверстниками. Дети не имеют возможности получить необходимые навыки
коммуникации в обществе и социализации в обществе 5.В виду особенностей
дистанционного обучения, детям приходится много времени проводить за
компьютером.
Выделяются 3 направления деятельности ДОО с использованием дистанционных
технологий:
-
Психолого-педагогическое
просвещение родителей (законных представителей) с целью повышение уровня их
педагогической компетентности в вопросах воспитания, развития и образования
детей.
-
Практические
рекомендации по содержательному наполнению и организации процесса освоения воспитанниками ДОО содержания основной
образовательной программы дошкольного образования.
-
Оказание необходимой
помощи родителям (законным представителям) в области реализации мероприятий
коррекционной направленности.
При
организации деятельности ДОО в режиме консультирования запрещается: - Требовать от родителей отчетов о выполнении с
ребенком в полном объеме всех рекомендованных активностей.
-
Размещать на странице
Сайта и в специальных группах в социальных сетях информацию, содержащую
персональные данные участников образовательного процесса
4.Технические условия
В соответствии с
техническими возможностями определяется набор электронных ресурсов и
приложений.
Основное условие –
наличие ПК, телефона ( или других форм связи) и доступа к интернету.
Родители могут
воспользоваться любым гаджетом с функцией подключения к интернету (телефон,
планшет, ноутбук, ПК).
Педагогу лучше иметь
персональный компьютер или ноутбук с выходом в интернет, но можно пользоваться
и телефоном, которого будет достаточно, чтобы создавать и использовать
простейшие, доступные для дошкольников, ресурсы и задания; предоставлять
родителям текстовые, видео или аудио консультации, организовывать обратную
связь.
Мессенджеры Viber, WhatsApp, Telegram, используются для непосредственного общения педагогов и
родителей, обсуждение вопросов обучения детей индивидуально или в открытом
пространстве.
5.Содержание деятельности.
При
реализации образовательной программы дошкольного образования с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в зависимости
от технических условий, в образовательных организациях применяются разные модели обучения:
- обучение в режиме онлайн (электронное обучение);
- дистанционное обучение через интерактивные учебные
материалы;
- самостоятельная работа родителей с детьми на основе
обратной связи через сайт, электронную почту, интернет-мессенджеры, социальные
сети.
На информационных ресурсах рекомендуется
размещать следующие материалы:
Для родителей
- Рекомендации о создании в домашних условиях среды,
способствующей развитию ребенка, укреплению его здоровья.
- Советы специалистов по воспитанию и обучению детей в
условиях семьи по актуальным темам.
- Ссылки на полезные ресурсы в сети Интернет.
- Информация о изучаемом содержании дошкольного
образования.
- Новости и анонсы предстоящих видео- семинаров для
родителей, архивные материалы прошедших мероприятий.
Для детей
- Содержательные подборки различных детско-взрослых
активностей по темам недели, по направлениям детского развития (тексты
художественных произведений для чтения детям, презентации, электронные игры,
головоломки, раскраски, карты и схемы изготовления поделок и построек, рекомендации
по организации и проведению подвижных игр, утренней гимнастики и др).
- Информация о проводимых конкурсах, образовательных акциях
и материалы по результатам их проведения. Например, родителям можно предложить
прочитать детям русские народные сказки и записать аудиофайл. Затем, на
информационной странице можно создать тематическую библиотеку аудиофайлов
«Читаем сказки всей семьей».
- Выставки детских творческих работ. Например, предложить
родителям вместе с детьми понаблюдать процесс весеннего пробуждения природы,
сделать зарисовки. Затем можно оформить выставку детских рисунков «К нам весна
шагает».
Информация
о изучаемом содержании дошкольного образования на ресурсе может быть структурирована по-разному:
По принципу адресного соответствия возрасту, когда
педагоги каждой возрастной группы на своей станице выкладывают информацию,
актуальную для изучения детьми данной группы;
По основным направлениям развития ребенка или видам
деятельности, когда содержание ООП дошкольного образования модульно делится
между всеми педагогами детского сада;
Блоками, в соответствии с традиционными для всего
детского сада событиями.
Суть дистанционного обучения дошкольника заключается в том, что ребенок получает
возможность смотреть видео-занятия, изучать учебный материал, а также находясь
дома, получить и выполнить задания. В заключении ребенок может выполнить
творческую работу, поучаствовать в конкурсе. Это необходимо для того, чтобы
убедиться в том, что материал действительно изучен и усвоен, а в процессе
выполнения творческой работы или участия в конкурсе ребенок использует
полученные знания.
Кратность обновления информации может быть разной, в
соответствии с выбранной тактикой. Например, 1 раз в неделю выкладывается весь
материал в соответствии с изучаемой темой. Или, каждый день выкладываются
материалы, помогающие включить в деятельность детей до тех новых видов
активности.
Рекомендации
для родителей могут размещаться на сайте образовательной организации и в
социальных сетях, специально организованных группах и сообществах. А так же на
специально созданных сайтах педагогов.
Материалы,
размещенные на сайте (социальных сетях) не должны противоречить
законодательству Российской Федерации.
6. Деятельность
педагога в системе дистанционного обучения.
Педагог несет
ответственность за качество обучения, поэтому ему необходимо быть хорошо
подготовленным методически и содержательно к образовательному процессу, уметь
работать с программным обеспечением, сервисами сети Интернет, также он должен
владеть дистанционными методиками преподавания и знанием особенностей
построения образовательного процесса в виртуальной среде.
Условия проведения
дистанционного обучения могут отличаться по режиму взаимодействия педагога и
обучающегося.
Существуют два вида
режима:
Offline - местонахождение и время не является существенным, так
как все взаимодействие организовывается в отложенном режиме;
Online – обучающийся с родителем (законным представителем) и педагог находится у
автоматизированного рабочего места.
Дистанционное занятие в режиме offline выкладывается в методическую копилку Виртуального
детского сада (электронный ресурс) и заказчик (родитель (законный
представитель) обучающегося) может воспользоваться им в любое удобное для себя
время самостоятельно.
Дистанционное занятие в режиме online проводится по заранее составленному расписанию,
согласованному с заказчиком.
Для
проведения педагогом дистанционного занятия в любом из режимов необходимо:
-
выстроить
индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка за счет возможности
выбора уровня и вида представления материала и согласовать его с заказчиком;
-
разработать конспекты
занятий и подготовить демонстрационный и раздаточный материал к занятиям с
элементами видео и аудио, с включением иллюстраций и анимации;
-
организовать щадящий
режим обучения, нормируя количество времени, проводимого за компьютером;
-
разработать и
осуществить социальную программу работы с семьей, обязательное включение
родителей в процесс обучения ребенка, выработка совместной политики общения.
При
разработке конспектов занятий следует учитывать следующие особенности:
-
сложность оказания
эмоционально-волевого влияния на обучающегося (суггестивные способности);
-
сложность в умении
определить эмоциональное состояние ребенка по его внешнему виду, жестам,
мимике, движениям (перцептивные способности); - невозможность встретиться
глазами с собеседником через веб-камеру; - сложность в пояснении словами
запахов, вкуса и т. д.
Необходимо
продумать и выбрать наиболее удобный способ доставки учебного материала.
С родителями
(законными представителями) обговаривается заранее каким образом им будет
доставляться учебный материал к данному занятию.
Это может быть
скачивание с Сайта ДОУ файла и распечатка или использование прочих
мессенжеров.
Важно
подготовить методические рекомендации
для родителей (законных представителей) к данному занятию.
Педагог
самостоятельно разрабатывает методические рекомендации для родителей (законных
представителей) к каждому занятию или заданию, игре.
Методические
рекомендации делятся на два типа:
1.
Индивидуальные - в
рекомендациях педагог прописывает в чем необходимо поупражнять или какие знания
и навыки необходимо закрепить ребенку для проведения следующего занятия, и
выкладывает их в личный кабинет заказчика.
2.
Общие – рекомендации
по предварительной работе к следующему занятию. Размещаются в методической
копилке Виртуального детского сада вместе с конспектом и дистанционным занятием
в режиме offline.
Родители, в
большинстве своем не педагоги, поэтому рекомендации надо давать четкие и
понятные. Учитывать условия, в которых сейчас пребывают дети.
7. Психологические аспекты организации обучения с
использованием дистанционных технологий.
При виртуальном
обучении педагог нередко сталкивается с трудностями психологического порядка:
- неумение вести себя в ходе педагогического мероприятия
перед камерой, сложности в личном общении;
- установление межличностных контактов между участниками
образовательного процесса;
- создание благоприятного психологического климата при
реализации образовательных программ дошкольного образования с использованием
дистанционных образовательных технологий;
- соблюдение норм и правил телекоммуникационного этикета.
Но не только педагог
испытывает трудности, обучающемуся тоже совсем непросто и он испытывает
противоречивые чувства:
– психологический дискомфорт от нахождения в непривычной
среде;
– изолированность
от сверстников;
– желание
скрыть истинные чувства
В связи с этим перед
педагогом стоит ряд педагогических задач:
- обучиться
преодолению информационных барьеров;
- обучиться
сетевому этикету;
- повысить
мотивацию обучающегося;
- применять многообразные формы работы, создающие
положительный эмоциональный настрой.
8. Практические советы проведения занятий дистанционного
обучения в режиме реального времени.
Принципы построения дистанционного образования
дошкольников:
1.
В центре – ребенок,
его познавательная деятельность, а не сам предмет образовательной области.
2.
Взрослый – тьютор,
направляющий деятельность ребенка. Для этого
необходимо:
-
продумать время
восприятия материала, так как не весь учебный материал может быть понятен с
первого раза;
-
вовлекать ребенка
постепенно (сначала родителю желательно просмотреть материал самостоятельно,
затем продемонстрировать материал ребенку, помня о том, что для дошкольника это
игра, развлечение;
-
направлять, но не
заставлять, обращая внимание на сложность задания, все ли ребенку понятно,
нравится ли ему.
Для достижения
лучшего результата по дистанционному обучению в режиме реального времени, стоит
придерживаться нескольких практических советов:
1.
Обязательно
установите личный контакт с ребенком (улыбайтесь, обращайтесь по имени,
смейтесь вместе, уберите с лица выражение усталости и заботы).
2.
Старайтесь быть очень
энергичным, используйте в речи больше интонационных средств, чем в обычной
беседе.
3.
Одевайте одежду
спокойных тонов, чтобы не отвлекать внимание ребенка.
4.
Старайтесь громко,
четко и внятно произносить слова, но не кричите.
5.
Всегда держите рядом
музыкальную игрушку или аудиозапись чтобы привлечь внимание ребенка в случае
потери интереса.
Содержанием занятий может быть:
Двигательная активность: ограничена размерами комнаты, не предполагает активные игры с бегом,
метанием, прыжками. Это могут быть:
-спортивные разминки,
-физминутки с
описанием движений и текста,
-игры малой
подвижности (с участием от 2-х человек)
-пальчиковые игры,
опять же с текстом и описанием действий.
-игры со спортивным
оборудованием, но не активные. (н-р упражнения со скакалкой, ходьба по скакалке
(канату), прокатывание мяча и т.п.)
Все это моет быть
оформлено ссылками на интернет ресурс или текстом с картинками.
Познавательная деятельность.
Беседы
о событиях: необходим перечень вопросов, уточнение для родителей, на что
обратить внимание, ссылка или сам текст рассказа взрослого, ссылка на
видеофайл, презентация, картинки. Самое главное коротко, что должен ребёнок
усвоить в результате беседы, какой объем знаний он должен получить. Каким
образом это проконтролировать. Н-р: отгадать кроссворд (который вы придумаете),
сделать книжку-малышку или лист-презентацию, коллаж по теме, схематическое
изображение (пищевая цепочка, схема развития, роста животного, цветка,
человека) и т.д.
Эксперименты, опыты.
Необходимо написать
для какой цели вы это проводите, что должен узнать ребёнок в результате
проведенных действий. Для родителей: алгоритм выполнения опыта (эксперимента),
необходимое оборудование, результат. Продумать форму отчета: рисунок, фото,
рассказ и т.д. В описание задания можно добавить (даже нужно) картинки, видео
файлы.
Продуктивная деятельность (художественно-эжстетическая).
Рисование.
Указываем тему и то,
чему должен научиться ребенок. Для родителей поэтапное выполнение работы или
описание техники выполнения. Лучше все это сопровождать картинками или
видеофайлами.
Лепка.
Все тоже, что и в рисовании. Но можно добавить
лепку из теста (мука у всех есть дома). Сначала слепим, потом разрисуем или
испечем. Опять же: дать рекомендации по приготовлению теста для лепки или
выпечки.
Аппликация.
Тоже что и для
предыдущих видов деятельности. Но не у всех дома есть цветная бумага. Зато есть
рекламные буклеты, салфетки. Придумайте аппликацию с рекламными буклетами
(вырезать из буклета картинки и наклеить по отделам продуктового магазина,
собрать подарок другу, приклеить картинки на определённый звук и т.п.) Из
салфеток выполнить объёмную аппликацию.
Конструирование.
Можно дать общую
тему, без опоры на вид конструктора. Например: дом для бегемота, зоопарк, дом
мечты и т.п. Пусть сделают его из любого вида конструктора или даже из стульев
и покрывал, коробок, из того что у них есть. Фантазия у детей богатая, а
родители способны на творчество.
Математика.
Логические задания,
игры, упражнения. Все с подробным описанием, картинками, результатом. Родители
должны понимать чему они научат ребенка. Пересчитать дома кастрюли
(количественный счет), найти спрятанную игрушку (ориентация в пространстве),
разобрать игрушки по видам (классификация), нарисовать план комнаты
(пространственное мышление) и т.д.
Графические диктанты.
Подробная инструкция
с чего начать, как диктовать, в какой руке карандаш, как лежит листок, где
родитель в это время. Рисунок того, что должно получиться.
Развитие речи.
Артикуляционные гимнастики.
Объясните родителям для чего это нужно, как это важно. Необходимо или нет
зеркало. Подробное описание гимнастики или ссылка на видеоролик.
Грамота.
В какие игры
поиграть, цель игры, последовательность действий. Рекомендации по определению
звука в слове (уверяю Вас, родители уже забыли, как определять твердый и мягкий
звук, делить слово на слоги, как выделить первый звук или определить ударный
слог). Можно предложить совместные речевые игры типа «города» (кто больше
назовет слов на определённый звук), а потом выявить лидера в группе. Игры на
словообразование, придумывание тематических кроссвордов, мнемотаблиц, ребусов.
Чтение литературы.
Чтение.
Предлагая родителям, прочитать какое либо произведение, определите для чего это
надо. Прикрепите текст произведения, чтобы родители его не искали, можно
сделать ссылку на аудио файл. Напишите,
какая работа должна быть после прочтения текста. Что вы хотите взамен:
рисунок, придуманное продолжение или что то еще.
Заучивание стихотворения. Обязательно само стихотворение, можно опорную таблицу
для заучивания. Предложите флешмоб по результатам заучивания.
Драматизация сказок. Предложите разыграть спектакль по знакомому произведению или вновь прочитанному.
Опишите технологию изготовления театра: теневой, плоскостной, на втулке от
туалетной бумаги и т.д. Можно предложить
драматизацию, где у каждого члена семьи своя роль. Родители и дети
изготавливают костюмы, декорации.
Музыка.
Прослушивание музыкальных произведений. Напишите, почему Вы предлагаете прослушать именно это
произведение, в исполнении кого оно должно звучать. О чем говорить с ребёнком
после прослушивания. Прикрепите файл с произведением или сделайте ссылку.
Исполнение песен.
Предложите разучить какую песню всей семьёй, возможно, обыграть её. Устроить
концерт для родителей или бабушки, запустите флешмоб с исполнением песни.
Сделайте ссылку на музыкальный файл.
Игра на музыкальных инструментах. Можно предложить устроить домашний оркестр на ложках,
шумовой оркестр и т.п.
САМОЕ ГЛАВНОЕ!
Обращайтесь к родителям корректно, пишите пояснительные записки к заданиям!
Объясните куда они могут прислать отчет
о выполненном задании (по желанию) .
Некоторые технические
советы:
- Присылая задания на сайт, придерживайтесь следующей
инструкции:
- Текст должен быть кратким и четким в формате типа Колибри.
-Подкрепляйте тексты
картинками, иллюстрациями, схемами (лучше в едином стиле)
- Указывайте ссылки на видеофайлы, ролики, презентации
Не шлите все подряд.
Пришлите сначала материал по одной теме (например математика), а следующим
письмом другое задание (по другому виду деятельности или теме).
Можно дополнительно
ознакомиться
На сайте ДОУ в
рубрике СИДИМ ДОМА С ПОЛЬЗОЙ размещен материал
==> Рекомендации
для педагогов и родителей по работе детей с компьютерами
==> Зрительная
гимнастика при работе с компьютером ==> Двигательная
пауза при работе с компьютером
Кроме
того
Дистанционный формат
работы предоставляет и воспитателям уникальные возможности по повышению своей квалификации, ведь через
различные методические объединения можно обмениваться опытом со своими
коллегами, участвовать в онлайн мероприятиях (вебинары, видео-конференции), а
также пройти дистационное обучение на курсах повышения квалификации, в том
числе тематические курсы.
Желаю успехов!
Литература:
1.
Никуличева Н. В.
Внедрение дистанционного обучения в учебный процесс образовательной
организации: практ. пособие / Н. В. Никуличева. – М. : Федеральный институт
развития образования, 2016. – 72 с.
2.
Федина Н. В.
Социологический анализ готовности участников образовательной деятельности к
реализации дистанционных образовательных технологий в дошкольном образовании /
Н. В. Федина, И. В. Бурмыкина, Л. М. Звезда, О. С Пикалова, Д. М. Скуднев, И.
В. Воронин //Гуманитарные исследования в Центральной России. - М. : ФГБОУ ВО
"Липецкий государственный педагогический университет имени П. П.
Семенова-Тян-
Шанского", 2017. - №3(4). - С.
94-111.
3.
Н. Федина, Практика
реализации дистанционных образовательных технологий в дошкольном образовании РФ
/ Н. Федина, И. Бурмыкина, Л.
Звезда, О. Пикалова,
Д. Скуднев, И. Воронин //Дошкольное воспитание/ - М. : Издательский дом
"Воспитание дошкольника", 2017. - №10. - С. 3-14.
4.Рекомендации
Минпросвещения России по организации обучения на дому с использованием
дистанционных технологий: https://edu.gov.ru/ .
Интернет-ресурс