Министерство образования и науки Республики Дагестан ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН « ДЕТСКИЙ САД № 92 «ЗВЕЗДОЧКА» 367032 г. Махачкала ул. М. Гаджиева 160 «А» тел.670279 zvezdasad92@mail.ru МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГБДОУ РД «Детский сад № 92 «Звездочка» Состояние и содержание территории, здания и помещений образовательной организации соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной и электробезопасности, требованиям охраны труда воспитанников и работников. ДОО снабжено центральным отоплением, холодным и горячим водоснабжением, канализацией. 1. Общие характеристики заведения ГБДОУ РД «Детский сад №92 «Звездочка» (далее Учреждение) функционирует с 1992г. Лицензия на право ведения образовательной деятельности регистрационный номер № 6565 от 19.11.2012г., срок действия – бессрочно. Местонахождение: Россия, Республика Дагестан 367032, г. Махачкала, ул. М.Гаджиева 160 «А», телефон 67-02-79 Характеристика территории ДОУ: наличие оборудованных прогулочных площадок в соответствии с СанПиН, спортивной площадки, экологоразвивающего комплекса (уголки леса, сада, поля, цветники и т.д.). Прилегающая к дошкольному учреждению территория оборудована игровым оборудованием, малыми игровыми формами, песочницами. Спортивная площадка на участке оборудуется в летнее и зимнее время с учётом требований СанПиН, соответствует возрастным особенностям детей и технике безопасности. Имеется стационарное оборудование: рукоход, стенды для метания, песочницы, игровые комплексы и переносное оборудование для спортивных игр, велосипеды, самокаты и др. Для детей раннего возраста - скамейки, центр «Вода и песок». На участке детского сада также есть газоны с растущими на нём цветами, травами и кустарниками. Игровая площадка на участке представлена в виде горок, подвесных качелей, карусели, балансиров. Условия приема воспитанников в ДОУ Прием в ДОУ осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Республики Дагестан от 25 апреля 2012 г. № 125 . Отношения между родителями воспитанников и законными представителями строятся на договорной основе. Структура и количество групп: В детском саду функционирует 6 групп, списочный состав (по факту) 182 детей в возрасте от 2,6 до 6 лет. 2. Особенности образовательного процесса Содержание образовательного процесса в ГБОУ РД «Детский сад №92 «Звездочка» определялось в 2018 – 2019 учебном году «Основной общеобразовательной программой» (ООП), принятой Педагогическим советом ГБДОУ РД «Детский сад №92 «Звездочка». ООП ДОУ определяет основную цель учебно-воспитательной работы разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него универсальных, в том числе творческих, способностей с использованием парциальных и коррекционных программ, обеспечивающих целостность педагогического процесса. Реализуемая программа имеет методическое сопровождение, обеспечена методическими рекомендациями, дидактическими материалами. Особое значение для эмоционального благополучия ребенка имеет правильная организация адаптационного периода. В группах раннего возраста созданы благоприятные условия для успешной адаптации детей к условиям детского сада. Первое знакомство малыша с группой происходит в присутствии мамы, воспитатели создают положительную эмоциональную атмосферу, проводят экскурсию по группе, знакомят с правилами и традициями группы. Для родителей разработаны консультации, проводится опрос, анкетирование с целью выявления индивидуальных особенностей, привычек ребенка. Установлен щадящий режим, неполный день пребывания, нахождение родителей в группе вместе с ребёнком. Основная деятельность ГБОУ РД «Детский сад №92 «Звездочка» в 2018-2019 учебном году была направлена на реализацию задач, определенных годовым планом дошкольного учреждения на 2018-2019 учебный год: 1. Оптимизировать работу педагогов по повышению качества речевого развития дошкольников. 2. Создание единого образовательного пространства «Детский сад - семья», для формирования коммуникативных навыков детей и активной позиции родителей. Для реализации поставленных задач была спланирована система методической работы, которая включала в себя следующие формы. 1. Оказание помощи педагогам: педагогические советы: «Роль педагога в повышении качества речевого развития дошкольников», «Единое образовательное пространство «Детский сад - семья» - необходимое условие для формирования коммуникативных навыков детей и активной позиции родителей» семинары, круглый стол, педагогический час по темам: «Рекомендации по организации предметно-развивающей среды речевых уголков», «Речевые игры в работе с детьми дошкольного возраста», «Использование музыкальных игр в речевом развитии детей», «Использование новых форм в развитии связной речи детей дошкольного возраста», «Организация работы с семьей по развитию коммуникативных навыков дошкольников», «Грамотная речь педагога»; консультации по темам: «Подвижные игры со словом», «Дидактическая игра как средство развития словотворчества», «Семья глазами ребёнка»; открытые просмотры занятий; самообразование педагогов. Тема самообразования педагога определяется, исходя из методической темы ДОУ, затруднений педагогов, специфики группы и индивидуальных интересов педагогов: «Формирование гуманного отношения к природе через ознакомление детей с окружающим миром»; «Театрализованная деятельность как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»; «Воспитание толерантности дошкольников посредством организации игровой деятельности»; «Развитие творческих способностей детей посредством ознакомления и использования нетрадиционных методов и приемов в изобразительной деятельности и художественном труде»; «Формирование осознанного отношения к природе и своему здоровью через ознакомление детей с окружающим миром. Повышение педагогического профессионализма осуществлялось так же и через курсы повышения квалификации в соответствии с графиком. В 2018 2019 учебном году прошли обучение на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки 6 педагогов, а также повысили квалификацию 3 педагога , а также прошли соответствие занимаемой должности 2 педагога. В этом учебном году планируется прохождение курсов повышения квалификации 6 педагогов и 7 –х младших воспитателей. Для обучения детей основам безопасности жизнедеятельности творческой группой ДОУ разработан план мероприятий по реализации программы «Основы безопасности жизнедеятельности» А.Н.Усачева. Педагоги знакомят детей с различными чрезвычайными ситуациями, развивали психологическую устойчивость поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях, защитные рефлексы и навыки само- и взаимопомощи. В данном направлении мы поддерживаем тесную связь с Махачкалинской гимназией № 3,Республиканской юношеской библиотекой им. А. Пушкина . В течение учебного года проводились: для детей: тематические беседы: «Дорожная грамота» и др. развлечения по основам безопасности и правилам дорожного движения «Азбука города»; для родителей: серия буклетов по предупреждению дорожно-транспортных происшествий; анкетирование «Я и мой ребёнок на улицах города»; консультации «Большая беда от маленькой спички», «Правила дорожного движения знать должны и взрослые и дети» и др. № п/п Характеристики Показатели 1. Кол-во детей, посещающих кружки на базе детского сада на бесплатной основе 136 1.1. художественно-эстетического развития 74 1.3. физкультурно-оздоровительного развития 42 1.4. другое 20 В ГБДОУ РД организована логопедическая работа для оказания помощи воспитанникам, имеющим нарушения устной речи, в освоении ими основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Коррекционная работа в логопункте осуществляется с учётом коррекционных программ «Коррекционное обучение и воспитание детей 5ти летнего возраста» (Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина, «Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни» (Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина). Логопедический кабинет оснащен различными пособиями, играми, тренажерами, аудио аппаратурой. Общий состав в логопедических группах на начало года 27 детей. Управление в ГБДОУ РД нацелено на обеспечение единства действий, координации и согласованности всех субъектов образовательного процесса: детей, родителей и педагогов, а также на стимулировании деятельности сотрудников, экономию ресурсов и времени. 3. Кадровый потенциал Дошкольное учреждение укомплектовано педагогическими кадрами и техническим персоналом. 16 педагогов с незаконченным высшим обр. с высшим образованием 1 человек 15 человек всего 16 педагогов от 1 до 5 лет от 5 до 10 лет от 20 до 30 3 человек 6 человек 7 человек Профессиональный уровень педагогических кадров достаточно высокий. Квалификация педагогических работников соответствует квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих. 1 категория 9 человек Соответствие занимаемой должности 2 человек Не аттестовано (молодой специалист) 4 человек В 2019 учебном году подадут заявления на высшую категорию 5 педагогов Обеспечение здоровья и здорового образа жизни Медицинский персонал детского сада тщательно контролирует и координирует весь образовательный процесс в учреждении, следит за соблюдением правил, требований и норм. В целях обеспечения охраны здоровья обучающихся проводятся следующие мероприятия: ведение календаря профилактических прививок, осмотр дошкольников на энтеробиоз, регулярный осмотр воспитанников на педикулез, измерение антропометрических данных, работа бракеражной комиссии, предэпидемиологические меры по гриппу H1N1 и гепатиту А, системная работа по профилактике и предупреждению травматизма среди воспитанников во время образовательного процесса и соблюдения режимных моментов. Построив работу в комплексе, подводя итоги, мы наблюдаем ее результативность и эффективность использованных методов: снижение детской заболеваемости, уменьшение количества часто болеющих детей: Результаты работы по снижению заболеваемости. № Показатели Всего Ранний возраст Дошкольный возраст 1. Общее количество детей в ДОУ 182 35 147 2. Среднесписочный состав детей 145 35 110 3. Число пропусков дето-дней по болезни 298 35 262 4. Количество часто и длительно болеющих детей 15 4 11 Решение задач по укреплению и сохранению здоровья детей достигается разумной организацией жизни детей в группе, правильным чередованием различных видов деятельности, обеспечением рационального двигательного режима, бережным отношением к потребностям и желаниям каждого ребёнка и эффективным использованием естественных природных ресурсов. Особое внимание уделяется двигательному режиму в групповых помещениях, на прогулках. Для этого используется соответствующий инвентарь и оборудование: шведские стенки, скакалки, самокаты. Многофункциональное ортопедическое оборудование — сухие бассейны, мячи разного диаметра, а также проведение игр — пионербол, футбол, классики, модифицированный бадминтон и т.д. Для повышения неспецифической резистентности организма мы используем: 1. Немедикаментозные средства: лечебную физкультуру (ЛФК) точечный массаж; дыхательная гимнастика по традиционным и парадоксальным методикам; гимнастика пробуждения; лечебная гимнастика с акцентом на дыхательные упражнения и общее укрепление организма ослабленного ребенка; Фитонастои. 2. Медикаментозные средства: курсовое применение поливитаминов (два курса в год), сезонная профилактика ОРВИ в предэпидемиологическом периоде. Информация об условиях питания обучающихся. Для обеспечения качественного питания пищеблок ДОУ оборудован необходимым кухонным оборудованием, отвечающим требованиям СаНПин: 4 холодильника, 2 морозильника, 1 электромясорубка, 6 разделочных столов, 3 электроплиты. Для хранения продуктов есть 3 помещения: одно – для хранения овощей, другое – для хранения гастрономических продуктов, третье для круп . Качество и организация питания Немаловажную роль в развитии ребёнка играет полноценное, сбалансированное питание. Организацию сбалансированного питания детей (в том числе диетического) осуществляет диетсестра ГБДОУ РД. На каждое блюдо имеется технологическая карта. В детском саду организовано 3-х разовое питание. В ежедневный рацион питания включают второй завтрак, свежие овощи, а также продукты, содержащие фитонциды (чеснок, свежий лук, зелень, пряности). В рационе детей ежедневно на завтрак - молочные каши, омлеты, бутерброды, чай, кофе, какао; на второй завтрак - соки, витаминизированные напитки или свежие фрукты; на обед - свежие овощи или салаты, первые блюда, гарниры и вторые горячие мясные блюда, напитки; на полдник - кисломолочная продукция с выпечкой; на ужин - рыбные или творожные блюда. За основу составления примерного 10-дневного меню положены среднесуточные нормы питания на одного ребенка в день. Приготовление блюд для детей ДОО осуществляется на основании технологических карт, где указана рецептура блюд, технология приготовления, температура подачи блюда, требования к качеству готового блюда, пищевая и энергетическая ценность, содержание минеральных веществ и витаминов. Закупка продуктов питания производится по договорам с поставщиками. Все продукты имеют сертификат соответствия. Качество продуктов проверяется медицинским работником, завхозом и шефповаром. Бракеражная комиссия осуществляет ежедневный контроль качества пищи. Дети обеспечены соответствующей посудой, для приёма пищи. Выдача пищи проходит согласно графику, с учётом тёплого и холодного времени года. Для родителей (законных представителей) ежедневно в фойе детского сада . Готовая пища выдается только после снятия пробы медицинским работником и соответствующей записи. Организация питания находится под постоянным контролем у администрации детского сада. 5. Условия осуществления образовательного процесса Созданная и организованная в детском саду предметно-развивающая среда, не только способствует благоприятному и комфортному пребыванию детей в ГБОДУ РД, но и воспитывает, и развивает малышей. Сотрудниками ГБДОУ РД в группах созданы все необходимые условия для деятельности ребенка в соответствии с ФГОС ДО, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Обеспечение безопасности жизни и деятельности ребенка в здании и на прилегающей к ДОУ территории. Безопасность детей и сотрудников ДОУ обеспечивает: - МВД РД .Тип охраны – физическая защита объекта с оружием и специальными средствами . Порядок охраны – один пост охраны все рабочие дни недели. Оплата охранных услуг осуществляется за счет бюджетных средств; - ФГКУ «Отдел вневедомственной охраны УВО МВД по РД » по договору охрана осуществляет централизованное наблюдение за поступлением тревожных сообщений с объекта заказчика и обеспечивает выезд наряда милиции по сигналу «Тревога», поступающему с объекта заказчика, для выяснения причин поступления сигнала «Тревога». Здание детского сада оборудовано современной пожарно-охранной сигнализацией. На каждом этаже лестничных пролетов имеются план эвакуации. Территория по всему периметру ограждена металлическим забором. Для обеспечения безопасности образовательного учреждения в 2017- 2018 учебном году дважды проводилась учебная эвакуация, инструктаж сотрудников по действиям в случае ЧС. Также в детском саду функционирует Добровольная Пожарная Дружина, Антитеррорестическая комиссия. С воспитанниками дошкольного учреждения систематически проводятся занятия по ОБЖ. Создание безопасной среды жизнедеятельности ребенка в ДОУ обеспечивается через контроль за выполнением инструкций по охране жизни и здоровья детей, соблюдений правил пожарной безопасности, инструктажи персонала по профилактике травматизма, контроль за состоянием здоровья сотрудников, профилактические осмотры, соблюдение противоэпидемических мероприятий, стендовые материалы, проведение «круглых столов» с родителями. Особое внимание уделяется организации систематических медикопедагогических наблюдений, позволяющих устранять недостатки в организации условий для жизнедеятельности детей, не допускать утомления при проведении различных занятий, определять оптимальную физическую и эмоциональную нагрузку с учётом индивидуальных возможностей детей, выявлять отклонения в здоровье и наметить наиболее эффективные оздоровительные и профилактические мероприятия. Для этого организуется ежедневный медико-педагогический контроль, осуществляемый медицинским персоналом, когда определяется подготовленность помещений к принятию детей (температурный режим, санитарное состояние), состояние здоровье детей и педагогов. При неблагоприятных условиях воспитатели проводят более полный осмотр детей. Периодический медико-педагогический контроль осуществляют специалисты ДОУ совместно с руководителем и его заместителями. Он включает в себя: - медико-педагогические наблюдения за организацией двигательного режима, методикой проведения и организаций занятий физическими упражнениями и их воздействием на организм ребёнка; - контроль за санитарно-гигиеническим состоянием мест проведения занятий (помещения, участок), физкультурного оборудования, спортивной одежды и обуви педагогов и детей; - санитарно-просветительскую работу по вопросам физического воспитания детей среди персонала дошкольного учреждения и родителей. Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребёнка проводится врачом-педиатром с целью соотнесения к одной из «групп здоровья», что учитывается педагогами при установлении двигательной нагрузки. Анализ состояния здоровья детей, оценка эффективности профилактических и оздоровительных мероприятий проводится ежемесячно. Отчеты о состоянии здоровья воспитанников сдаются в детскую поликлинику № 5( г. Махачкала Поповича , 35. 6. Финансовые ресурсы ДОУ и их использование Источниками финансирования дошкольного учреждения являются Республиканский бюджет. Финансовая деятельность учреждения осуществляется на основании Сметы расходов. Финансирование из бюджета идет только на социально защищенные статьи – заработную плату, коммунальные и договорные услуги, питание детей. Льготы для отдельных категорий воспитанников и условия их получения. Согласно Федеральному закону «Об образовании» от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для материальной поддержки воспитания детей, посещающих учреждения дошкольного образования, родителям и их законным представителям выплачивается компенсация части родительской платы. Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за содержание ребенка в образовательном учреждении. Схема назначения компенсации такова: - на первого ребенка по рождению - 20% размера внесенной родительской платы; - на второго ребенка по рождению - 50%; - на третьего ребенка и последующих детей - 70%. 7. Перспективы и планы развития. Основное направление работы ДОУ: проектирование образовательного пространства ДОУ в условиях ФГОС ДО. Цель: полноценное и всестороннее развитие личности ребенка. Приоритетные задачи: 1. Совершенствовать методику организации обучения и различных видов деятельности с воспитанниками в соответствии с ФГОС ДО. 2. Модернизировать образовательный процесс на основе внедрения в практику модели организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО. 3. Создавать систему дополнительных образовательных услуг, обеспечивающих поддержку семейного воспитания, а также удовлетворение образовательных потребностей и социального запроса родителей (законных представителей) воспитанников. 4. Повышать профессиональную компетентность педагогов по организации совместной деятельности с детьми в соответствии ФГОС ДО. Имеются помещения и необходимое оснащение для питания воспитанников, а также для хранения и приготовления пищи; для организации качественного горячего питания воспитанников в соответствии с санитарноэпидемиологическими правилами и нормативами. В детском саду оснащены кабинеты: медицинский, медицинский блок, педагога-психолога, музыкальный зал, физкультурный зал, спортивная площадка с необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарем. Для организации образовательной деятельности в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) служат групповые ячейки и кабинеты специалистов. В каждой группе, музыкальном и физкультурном зале имеется здоровьесберегающее оборудование (зрительные тренажеры, приборы, улучшающие качество окружающей среды, аэроклиматические установки, оборудование, позволяющие удовлетворить потребность воспитанников в движении). Оздоровительную, развивающую и воспитательную работу осуществляет необходимый (в расчете на количество воспитанников) состав специалистов: воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, медицинский работник. Территория детского сада благоустроена: имеет все необходимое оборудование для прогулок воспитанников и озеленение. Информационное обеспечение образовательного процесса позволяет в электронной форме: - создавать и редактировать электронные таблицы, тексты и презентации; - использовать интерактивные дидактические материалы, образовательные ресурсы; - проводить мониторинг и фиксировать ход воспитательно-образовательного процесса и результаты освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования; - осуществлять взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе дистанционное (посредством глобальных сетей), использование данных, формируемых в ходе образовательного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью; - осуществлять взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими управление в сфере образования, с другими образовательными учреждениями и организациями. 1.Информационные ресурсы Компьютерами оснащены кабинеты: директора(с выходом в интернет), методический кабинет (с выходом в интернет), бухгалтерия ДОУ(с выходом в интернет),медицинский кабинет ( с выходом в интернет) 6 групповых ячеек (2 из них с выходом в интернет). Доступ воспитанников Учреждения к информационным системам и информационнотелекоммуникационным сетям отсутствует. Функциональное использование персональных компьтеров: Директор: выход в Интернет, работа с отчетной документацией, электронной почтой. Заместитель директора по воспитательной работе : осуществление методической помощи педагогам; организация консультаций, семинаров, педагогических советов; работа с отчетной документацией, оформление педагогического опыта; планирование и мониторинг образовательной деятельности; выход в Интернет. Проведение презентаций для всех участников образовательного процесса. Педагоги ДОУ: работа с документацией, подготовка мультимедийных презентаций, консультаций и т.д; работа с отчетной документацией, оформление педагогического опыта; планирование и мониторинг образовательной деятельности; выход в Интернет. Информация об организации медицинского обслуживания в ДОУ Договор о совместной деятельности по медицинскому обслуживанию детей, посещающих образовательное учреждения, реализующие образовательную программу дошкольного образования 8. В ГБДОУ РД функционируют специальные помещения: -Кабинет Директора; -Методический кабинет; -Кабинет педагога-психолога; -Музыкальный зал; -Физкультурный зал; -Медицинский кабинет (кабинет приёма, процедурный, изолятор); -Кабинет АХР; -Пищеблок; -Прачечная. 9. Все помещения оборудованы в соответствии с их функциональным назначением и соблюдением санитарно – гигиенических требований. В ДОО соблюдается санитарно – гигиенический режим. Ведётся постоянный контроль за выполнением графика генеральных уборок и соблюдением санитарно – гигиенических норм на группах, наличием моющих средств для мытья посуды, стирки белья и спецодежды. Групповые помещения ДОО имеют отдельные спальни, санузлы, приёмные комнаты, буфетные. Образовательная предметно-развивающая среда в группах организована в соответствии с ФГОС ДО с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Материально-техническое обеспечение воспитательно - образовательного процесса по освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования ориентировано на использование адекватных возрасту форм работы с детьми, организацию разнообразной детской деятельности, эффективную и безопасную организацию совместной деятельности педагогов и детей и самостоятельной деятельности детей. В каждой возрастной группе созданы Центры деятельности: «Центр познавательно-исследовательской деятельности», «Центр сюжетно–ролевой игры», «Центр книги» «Центр конструирование» «Центр трудовой деятельности» «Центр музыкально-художественного творчества» «Центр развивающих игр» «Центр искусства» «Центр двигательной активности» «Информационное поле» В процессе образовательной деятельности используются печатные пособия, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Для обеспечения физической активности детей имеется необходимое стандартное физкультурное оборудование: гимнастические лестницы, скамейки, маты, резиновые и надувные мячи, обручи, скакалки, спортивный уголок (шведская стенка, кольца, канат, веревочная лестница) туннели дуги для подлезания гимнастические палки конусы с отверстиями велотренажёр тренажёр "Беговая дорожка" Имеется достаточное количество различных атрибутов для проведения корригирующих упражнений для коррекции осанки, плоскостопия: мячи, рукавички, мячи-прыгуны, массажные коврики и дорожки. В каждой группе оборудованы спортивные уголки. Для организации работы на свежем воздухе есть спортивная площадка, полоса активного движения. Обеспечение безопасности ДОО: круглосуточная пультовая охрана через кнопку тревожной сигнализации; видеонаблюдение; автоматическая пожарная сигнализация; запасные противопожарные выходы; тренировочные занятия с сотрудниками и детьми по действиям в случае ЧС; ограждение территории ДОО; ночное освещение территории ДОО В ДОО ведутся мероприятия по соблюдению правил пожарной безопасности.