от рождения до школы

ФГОС
ПРИМЕРНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ
Под редакцией
Н.
Е. Вераксы,
Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

ВВЕДЕНИЕ
Данный вариант проекта примерной общеобразовательной программы «От рождения до
школы» опубликован в рамках общественного обсуждения примерных программ. На сегодняшний
день не полностью сформирована нормативно-правовая база для создания примерных
общеобразовательных программ дошкольного образования. После разработки и официального
опубликования Министерством образования и науки РФ соответствующих нормативно-правовых
документов в программу «От рождения до школы» будут при необходимости внесены
соответствующие изменения.
Издательство и авторский коллектив будут глубоко признательны за все замечания и
пожелания по содержанию программы «От рождения до школы» и учебно-методического
комплекта к ней. Просим присылать ваши замечания и предложения в издательство «МОЗАИКАСИНТЕЗ» по адресу: redactor@msbook.ru.

Авторский коллектив программы
Веракса Николай Евгеньевич — доктор психологических наук, профессор, декан факультета
психологии образования Института психологии им. Л. С. Выготского РГГУ, ректор АНО ВПО
Московская педагогическая академия дошкольного образования, главный редактор журнала
«Современное дошкольное образование».
Комарова Тамара Семеновна — доктор педагогических наук, профессор, заслуженный
деятель науки РФ, академик Международной академии наук педагогического образования,
заведующая кафедрой начального образования и педагогических технологий МГГУ им. М. А.
Шолохова, директор научно-образовательного центра «Новые образовательные технологии и
творческое развитие личности» при педагогическом факультете МГГУ им. М. А. Шолохова.

Васильева Маргарита Александровна — Заслуженный учитель России, Отличник
просвещения СССР, Отличник просвещения РСФСР, ответственный редактор первого издания
«Программы воспитания и обучения в детском саду» (М., 1985).
Арапова-Пискарева
Наталья
Александровна («Формирование
элементарных
математических представлений»).
Белая Ксения Юрьевна — кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и
методики дошкольного образования Московского института открытого образования
(«Формирование основ безопасности»).
Борисова Марина Михайловна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры
дошкольной педагогики ГОУ ВПО МГПУ «Институт педагогики и психологии образования»
(«Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни»).
Веракса Александр Николаевич — кандидат психологических наук, доцент факультета
психологии МГУ им. М. В. Ломоносова («Планируемые результаты освоения программы»,
«Проектная деятельность»).
Веракса Николай Евгеньевич—доктор психологических наук, профессор, декан факультета
психологии образования Института психологии им. Л. С. Выготского РГГУ, ректор АНО ВПО
Московская педагогическая академия дошкольного образования, главный редактор журнала
«Современное дошкольное образование» («Пояснительная записка», «Возрастные особенности
детей», «Планируемые результаты освоения программы», «Проектная деятельность»).
Волосовец Татьяна Владимировна — кандидат педагогических наук, профессор, директор
Института психолого-педагогических проблем дет ства РАО («Организация и содержание
инклюзивной практики в группах комбинированной направленности»).
Гербова Валентина Викторовна — кандидат педагогических наук («Развитие речи»,
«Приобщение к художественной литературе», «Примерный список литературы для чтения детям»).
Губанова Наталья Федоровна—кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального,
дошкольного и специального образования ГАОУ ВПО МГОСГИ, член-корреспондент МАНПО
(«Развитие игровой деятельности»).
Денисенкова Наталья Сергеевна — кандидат психологических наук, доцент кафедры
социальной психологии развития факультета социальной психологии МГППУ («Ребенок в семье и
сообществе», «Ознакомление с социальным миром»).
Дорофеева Эльфия Минимулловна — генеральный директор издательства «МОЗАИКАСИНТЕЗ» (разработка структуры программы, «Отличительные особенности программы „От
рождения до школы“», «Особенности организации предметно-пространственной среды»).
Дыбина Ольга Витальевна—доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой
дошкольной педагогики и психологии Тольяттинского государственного университета, Почетный
работник высшего профессионального образования РФ («Ребенок в семье и сообществе»,
«Ознакомление с предметным окружением», «Ознакомление с социальным миром»).
Евдокимова Елена Сергеевна — кандидат педагогических наук, доцент, заведующая научноисследовательской лабораторией проблем образования родителей ФГБОУ ВПО «Волгоградский
государственный социальнопедагогический университет» («Взаимодействие детского сада с
семьей»).
Жигорева Марина Васильевна — доктор педагогических наук, профессор кафедры
специальной педагогики и специальной психологии дефектологического факультета ФГБОУ ВПО
Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова («Коррекционная
работа в ДОО (по образовательным областям))».
Зацепина Мария Борисовна — доктор педагогических наук, профессор, академик
Международной академии наук педагогического образования, профессор кафедры начального
образования и педагогических технологий МГГУ им. М. А. Шолохова («Музыкальная
деятельность», «Культурно-досуговая деятельность», «Примерный перечень развлечений и
праздников», «Примерный музыкальный репертуар»).
Кириллов Иван Львович — кандидат психологических наук; заместитель директора
Института психолого-педагогических проблем детства РАО, доцент кафедры «Дошкольная
педагогика и психология» Московского городского психолого-педагогического университета
(МГППУ) («Рекомендации по написанию основной программы»).
Комарова Тамара Семеновна — доктор педагогических наук, профессор, заслуженный
деятель науки РФ, академик Международной академии наук педагогического образования,
заведующая кафедрой начального образования и педагогических технологий МГГУ им. М. А.

Шолохова, директор научно-образовательного центра «Новые образовательные технологии и
творческое развитие личности» при педагогическом факультете МГГУ им. М. А. Шолохова
(«Пояснительная записка», «Приобщение к искусству», «Изобразительная деятельность»,
«Сенсорное развитие», «Трудовое воспитание»).
Кутепова Елена Николаевна — кандидат педагогических наук, заместитель руководителя
Института проблем интегрированного (инклюзивного) образования МГППУ («Организация и
содержание инклюзивной практики в группах комбинированной направленности»).
Куцакова Людмила Викторовна — педагог-методист, старший преподаватель института,
Отличник просвещения, лауреат международного конкурса «Школа 2000» («Конструктивномодельная деятельность»).
Лямина Галина Михайловна — кандидат педагогических наук («Содержание психологопедагогической работы с детьми от 2 месяцев до 1 года (младенческая группа)», «Содержание
психолого-педагогической работы с детьми 1-2 лет (первая группа раннего возраста)»).
Петрова Вера Ивановна — доктор педагогических наук («Социализация, развитие общения,
нравственное воспитание»).
Самборенко Людмила Филипповна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры
дошкольного образования ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления» («Кадровые
условия реализации программы»).
Соломенникова Ольга Анатольевна — кандидат педагогических наук, доцент, Почетный
работник высшего и профессионального образования, заведующая кафедрой дошкольного
образования ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления» («Ознакомление с миром
природы»).
Степаненкова Эмма Яковлевна — кандидат педагогических наук («Физическая культура»,
«Примерный перечень основных движений, подвижных игр и упражнений»).
Стульник Татьяна Дмитриевна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры
социологии, психологии и социального менеджмента Московского авиационного института
(«Социализация, развитие общения, нравственное воспитание»).
Теплюк Светлана Николаевна — кандидат педагогических наук («Содержание психологопедагогической работы с детьми от 2 месяцев до 1 года (младенческая группа)», «Содержание
психолого-педагогической работы с детьми 1-2 лет (первая группа раннего возраста)»).
Шиян Ольга Александровна — кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник
лаборатории развития ребенка НИИСО МГПУ («Психолого-педагогические условия реализации
программы»).

Список используемых сокращений
ДО — дошкольное образование.
ДОО — дошкольная образовательная организация.
ИКТ — информационно-коммуникационные технологии.
ОВЗ — ограниченные возможности здоровья.
ООП — основная образовательная программа.
Организация — организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие
образовательную деятельность по Программе.
УМК — учебно-методический комплект.
ФГОС ДО — федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года).
ФГТ — федеральные государственные требования (Приказ № 655 от 23 ноября 2009 года).

ЦЕЛЕВОЙ

РАЗДЕЛ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели и задачи реализации Программы
Примерная программа «От рождения до школы» (далее — Программа) разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС
ДО) и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для
формирования основных образовательных программ (ООП).
Главной задачей, стоящей перед авторами Программы, является создание програмного
документа, помогающего педагогам организовать образовательно-воспитательный процесс в
соответствии с требованиями ФГОС и позволяющего написать на базе Примерной программы свою
ООП.
Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания
ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее
развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными
особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к
учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и
укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм,
активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций,
уважение к традиционным ценностям.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой,
коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной (изобразительная,
конструктивная и др.), музыкальной, чтения.
Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:
 забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии
каждого ребенка;
 создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем
воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными,
инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
 максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в
целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
 творческая организация воспитательно-образовательного процесса;
 вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать
творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
 уважительное отношение к результатам детского творчества;
 единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного
учреждения и семьи;
 соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей
умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста,
обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.
Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при
систематической и целенаправленной поддержке педагогом различных форм детской активности и
инициативы, начиная с первых дней пребывания ребенка в дошкольном образовательном
учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям
зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных
им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги

дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать
счастливым детство каждого ребенка.

Принципы и подходы к формированию
Программы
В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования,
обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные
особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания»
(авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода
детства.
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на
его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также
способностей и интегративных качеств.
В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в
обучении.
При разработке Программы авторы опирались на лучшие традиции отечественного
дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и
укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на
основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности.
Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве
(А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.).
Авторы Программы основывались на важнейшем дидактическом принципе — развивающем
обучении и на научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение
«ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два
обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой
и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов). Таким образом, развитие в рамках
Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей.
В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и
образования ребенка от рождения до школы.
Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа
обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки
духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс
приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство,
труд).
Главный критерий отбора программного материала — его воспитательная ценность, высокий
художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной — как
отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на
каждом этапе дошкольного детства (Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина,
Н.
А. Ветлугина, Н. С. Карпинская).
Программа «От рождения до школы»:
 соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие
ребенка;
 сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание
Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной
педагогики и, как показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой практике
дошкольного образования);
 соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать
поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
 обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса
образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества,
которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
 строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с
возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями
образовательных областей;
 основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного
процесса;

 предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности
взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках
непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в
соответствии со спецификой дошкольного образования;
 предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах
работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности
является игра;
 допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных
особенностей;
 строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными
группами и между детским садом и начальной школой.

Отличительные особенности Программы
Приоритет Программы — воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной
жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных
ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его.
В Программе большое внимание уделяется воспитанию в детях патриотических чувств, любви
к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия — великая многонациональная
страна с героическим прошлым и счастливым будущим.
Воспитание уважения к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к
старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; формирование традиционных
гендерных представлений; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать
положительному примеру.
Программа нацелена на развитие в детях познавательного интереса, стремления к получению
знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в течение всей последующей жизни
(в школе, институте и др.); понимание того, что всем людям необходимо получать образование.
Формирование отношения к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей.
Одной из главных задач, которую ставит Программа перед воспитателями, является забота о
сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о
здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому
питанию, потребности в двигательной активности.
Программа направлена на обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, что
достигается за счет учета индивидуальных особенностей детей как в вопросах организации
жизнедеятельности (приближение режима дня к индивидуальным особенностям ребенка и пр.), так
и в формах и способах взаимодействия с ребенком (проявление уважения к его индивидуальности,
чуткости к его эмоциональным состояниям, поддержка его чувства собственного достоинства и т.
д.).
Наиболее существенной структурной характеристикой программы «От рождения до школы»
является принцип подачи материала — содержание психолого-педагогической работы излагается в
Программе по образовательным областям, в каждой из которых обозначены основные цели и задачи
и содержание психолого-педагогической работы. Содержание психолого-педагогической работы в
образовательных областях изложено по тематическим блокам, внутри которых материал
представлен по возрастным группам. Такая структура программы позволяет видеть временную
перспективу развития качеств ребенка, дает возможность гибче подходить к выбору программного
содержания, проще вводить вариативную часть.
В каждом тематическом блоке материал представлен по возрастным группам. Например, в
образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» выделен тематический блок
«Социализация, развитие общения, нравственное воспитание», в котором содержание психологопедагогической работы представлено по возрастным группам. Это дает возможность видеть
временную перспективу развития нравственных качеств дошкольника, что позволяет педагогу
более полно учитывать в своей работе индивидуальные особенности детей и ставить задачи,
опираясь не столько на возрастные рекомендации, сколько на индивидуальный уровень развития
ребенка.
К преимуществам программы «От рождения до школы», безусловно, следует отнести то, что
она охватывает все возрастные периоды физического и психического развития детей: младенческий
возраст (от 2 месяцев до 1 года: младенческая группа); ранний возраст (от 1 года до 3 лет: первая и
вторая группы раннего возраста); дошкольный возраст (от 3 лет до школы: младшая, средняя,
старшая и подготовительная к школе группы).

При этом, в силу возрастной специфики и особенностей развития малышей от рождения до 2
лет, разделы для младенческой группы и первой группы раннего возраста структурно отличаются
от остальных разделов (для детей от 2 до 7 лет). Это различие обусловлено трудностью разделения
процессов ухода, воспитания и обучения для детей этой возрастной категории.
Изложение содержания Программы по тематическим блокам позволяет при написании ООП
легко формировать вариативную часть (часть, формируемую участниками образовательного
процесса) — учитывать видовое разнообразие образовательной организации, приоритетные
направления, вводить региональный компонент и пр. В частности, образовательная организация
может заменить один или несколько смысловых блоков на парциальные и авторские программы
либо переписать содержание этих разделов самостоятельно. Единственное требование —
вариативная часть должна соответствовать ФГОС и не противоречить целям и задачам программы
«От рождения до школы».
В действующем ФГОС ДО игровая деятельность не включена ни в одну из образовательных
областей. Это объясняется тем, что в дошкольном возрасте игра — ведущий вид деятельности и
должна присутствовать во всей психоло- го-педагогической работе, а не только в одной из областей.
Признавая исключительную важность развития игровой деятельности дошкольника, авторы
дополнили Программу приложением, посвященным игре. В приложении раскрывается содержание
психолого-педагогической работы по развитию игровой деятельности для каждого возрастного
периода, что позволяет педагогу комплексно видеть все аспекты игровой деятельности в
поступательном развитии.
Программа подчеркивает ценность семьи как уникального института воспитания и
необходимость развития ответственных и плодотворных отношений с семьями воспитанников. В
разделе «Взаимодействие детского сада с семьей» описаны основные формы работы с родителями
воспитанников, использование которых позволяет педагогам успешно реализовать
общеобразовательную программу дошкольного образования.
Важным преимуществом Программы является то, что она обеспечена пособиями для занятий с
ребенком дома — книгами серии «Школа Семи Гномов».
Большим преимуществом программы «От рождения до школы» является ее технологичность и
успешность применения в массовой практике. Для реализации программы не требуется каких-то
особых условий, нестандартного материально-технического обеспечения или специфической
подготовки педагогических кадров. Программа может быть реализована педагогами, имеющими
соответствующую государственным требованиям квалификацию, на существующей у дошкольной
оргнизации материальнотехнической базе, при условии соответствия ее действующим
государственным стандартам и требованиям.
В современном издании Программы все примерные перечни вынесены в Приложение. Это
существенно сокращает содержательную часть Программы и облегчает ее восприятие. Кроме того,
такое построение Программы позволяет видеть, как содержание примерных перечней изменяется в
зависимости от возраста детей. Например, теперь легко увидеть и проанализировать, что
рекомендуется для чтения детям в каждой из возрастных групп.

Перспективы работы по совершенствованию и
развитию содержания Программы
В связи с принятием ФГОС ДО в издательстве «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» при участии авторов
Программы и разработчиков ФГОС ДО создана проектно-исследовательская группа по подготовке
полного УМК к программе «От рождения до школы» и внедрению ФГОС ДО на ее примере.
В задачи проектно-исследовательской группы входит работа по методическому,
организационному, кадровому и информационному обеспечению введения ФГОС ДО на базе
программы «От рождениядо школы».

1. Информационное, научно-методическое, экспертное сопровождение процесса введения
ФГОС ДО на примере программы «От рождения до школы».
2. Разработка в соответствии с ФГОС ДО полного УМК к примерной программе дошкольного
образования «От рождения до школы».
3. Определение «Пилотных площадок» в субъектах РФ для внедрения ФГОС ДО на примере
программы «От рождения до школы».
4. Создание рабочих региональных групп по внедрению ФГОС ДО на примере программы «От
рождения до школы».

5. Разработка методических рекомендаций по написанию на основе ФГОС ДО Основной
общеобразовательной программы дошкольного образования на примере программы «От рождения
до школы».
6. Организация мониторинга условий реализации ФГОС ДО на примере программы «От
рождения до школы».
7. Организация мониторинга финансового обеспечения реализации прав граждан на
получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в условиях введения ФГОС
ДО на примере программы «От рождения до школы».
8. Разработка методических рекомендаций для учредителей образовательных организаций,
реализующих ООП на основе программы «От рождения до школы», о перечне необходимого
оборудования для организации предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями
ФГОС ДО.
1. Разработка программ повышения квалификации и обеспечение поэтапного повышения
квалификации для руководящих и педагогических работников дошкольных организаций,
работающих по программе «От рождения до школы».
2. Разработка методических рекомендаций по проведению аттестации педагогических
работников дошкольных организаций, работающих по программе «От рождения до школы».
3. Организация работы стажировочных площадок для подготовки тьюторов по
сопровождению реализации ФГОС ДО на базе примерной программы «От рождения до школы».
4. Методическое обеспечение ресурсных центров и стажировочных площадок по внедрению
ФГОС ДО на базе программы «От рождения до школы».
5. Разработка системы мер для обеспечения психолого-педагогичес- кой поддержки семьи и
повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления
здоровья детей, в том числе: разработка книг и пособий для родителей и для организации
дошкольного образования в домашних условиях; разработка методических рекомендаций
педагогическим работникам по эффективному взаимодействию с семьями воспитанников;
организация образовательных курсов и консультаций для родителей.
1. Организация общественных обсуждений по реализации ФГОС ДО в субъектах Российской
Федерации.
2. Публикации в СМИ о ходе реализации ФГОС ДО.
3. Организация сетевого взаимодействия дошкольных образовательных учреждениий по
апробации ФГОС ДО


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».